Вода и камень очаковских степей




Очаковский район — бывшие владения Османской Империи, на которых вместе с турками и татарами проживали также и украинские семьи.

А какие поэтические названия носили эти поселения: Анчекрак, Бейкуш, Аджигол, Сары-Камыш и т.д.! Но, хоть они давным-давно имеют другие названия, местные жители называют их так же, как и двести лет назад.

СЮРПРИЗЫ ИСТОРИИ

Первое упоминание об этом поселении относится к 1753-му году.

   

Запорожский полковник Федор Покотило в рапорте в Киевскую Губернскую Канцелярию докладывал о «татарском авуле в урочище Ханчакрак». Другие варианты этого названия – Янчикрак, Анчекрак, что значит «Новый солончак». Есть ещё варианты перевода: «біля кущів», «сильно пересеченная местность». Современные электронные переводчики приводят совсем другое значение этого слова.

По одной из легенд, на дне балки Янчикрак собиралась соленая вода, а летом образовывалось соленое болото. Интересно, откуда бралась эта соленая вода? Ведь все последующие исследователи в один голос говорили об отличной питьевой воде в Янчикраке. В частности, Франц де-Волан, инженер, архитектор и строитель Одессы, Вознесенска и других городов, отмечал: «В ручье Янчекраг по каменистому руслу течет очень хорошая вода; Несколько источников, а в особенности большое число колодцев, дают отличную воду».

Проясняет ситуацию Андрей Мейер. В труде «Поветственное, землемерное и естествословное описание Очаковской земли…» он пишет: «Лощина Янчикрак делается своими двумя родниками примечательною, ибо сии, протекая в недальном один от другого расстоянии, содержат в себе противного вкуса воду, которая в одном горьковатая, а в другом пресная и чистая».

Российский полководец М.И. Кутузов в рапорте Г.А. Потемкину от 2-го сентября 1787 года также упоминал Анчекрак: «в 20-ти верстах от Очакова в селе Янчакраке Асан байрактар* находится с пятисотною командою турок и татар<…>»

(* Асан байрактар – турецкий военачальник, участник русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг.)

Историки утверждают, что до русско-турецкой войны 1789-1791 г.г. в деревне Анчекрак жили турки, татары и украинцы.

По окончании войны турки с татарами ушли, а ногайцы разрушили деревню. Де-Волан по этому поводу заметил: Турецкая деревня Янчикрак, заброшенная по сей день, не замедлит подняться из руин…

Кроме плодородной земли и отличной воды Анчекрак прославился камнем, который добывали прямо в скале у деревни. Снова обратимся к де-Волану: «Весь камень располагается слоями, самый глубокий из которых включает частицы железа».

Карьер сохранился до сих пор, правда, камень там давно не добывают. Еще несколько десятилетий назад его пилили здесь промышленным способом, а сегодня там пустота, заполненная огромным количеством пластиковых канистр.
Но железные вкрапления, о которых говорил де-Волан, видны очень хорошо даже невооруженным глазом!

Газета «Красный Николаев» в 1929-м году писала: «Николаевский округ имеет крупнейший массив известняка, который залегает под всей территорией округа толщиной, примерно, до 16-ти метров. Этот известняк разделяется на две основных группы: сарматский - белый, основные места его выработки – Анчекрак и на запад от берегов Буга, между Николаевом и Вознесенском. Из этого известняка построены в Николаеве здания бывшего военного порта, магазины и другие здания города. Другой сорт известняка – понтический – желтый, он лежит над сарматским».

Надо полагать, что и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Анчекраке граф Кушелев-Безбородко построил в 1860-м году из местного известняка.

Ее приход состоял из 144-х дворов, в него также входили деревни Владимировка, Турчиново и хутор Волчий. По состоянию на 1779-й год в Анчекраке действовала магометанская мечеть. Кроме того, в селе была еще и еврейская синагога, закрытая в 1927-м году. (Д.И.Заковоротний. «Храмы Прибужья»).

Сегодня вновь открытая в селе церковь находится рядом с Домом искусств.

   

Рядом находится мемориальный комплекс в память об односельчанах, погибших в годы Второй мировой войны.

Сюрприз ожидал нас на местном кладбище. Кроме традиционных каменных крестов, там оказалось одно захоронение, за которое «зацепился» вооруженный взгляд нашего администратора.

   

Это была могила Анастасии Кирилловны Андреевой. Как выяснилось позже, она была богоявленской мещанкой и умерла от тифа в 1915-м году. Как она оказалась в Анчекраке и чем там занималась – неизвестно. Зато мы знаем, что в девичестве она Колесникова, родилась ок.1853-54 г. 23 января 1877 года вышла замуж за богоявленского мещанина Гордея Макаровича Андреева. Сын Петр родился 15 июня 1878 года.

Интересно, живут ли в Николаеве ее потомки?

В ходе написания статьи обнаружилось одно невероятное совпадение. Село Анчекрак (Янчекрак) и одноименная речка были еще и на территории современной Запорожской области. Там оно было основано в 1870-м году.

В 1945-м году оба села были переименованы. Анчекрак в Николаевской области переименовали сначала в Краснобалково, а затем в Каменку, а Янчекрак в Запорожской области – в Каменскóе. Но если у нас в Анчекраке добывали камень, и новое название как-то мотивировано, то что связывает с камнем село на берегу Каховского водохранилища?

И напоследок еще одна информация. 21 июня 1922 года в Анчекраке родился актер театра и кино М.Б.Погоржельский, известный нам по фильмам «Щит и меч», «Трое вышли из лесу», «Меченый атом», «Операция «Трест» и многие другие.

Михаил Бонифациевич – участник войны, в бою под Великими Луками в ноябре 1942 года получил тяжелое ранение. В 1947-м году окончил Ленинградский театральный институт, работал в Новом театре. С 1949 года – актер Московского театра им. Моссовета. Скончался 8 марта 1995 года. Похоронен в Москве.

В ПОИСКАХ ПАМЯТНИКА ТАРАСУ ШЕВЧЕНКО

   

В этом селе мы намеревались посмотреть на памятник Тарасу Шевченко, нанесенный на Google-карту.

   

Это открытие вызвало у нас легкое недоумение, тем более, что село небольшое, пожалуй, деревня, так как церкви там нет, а памятник находится на ее окраине.

И памятник там был! Напротив клуба и разрушенного здания столовой (?) стоял памятник односельчанам, погибшим во Второй мировой войне. Сколько мы не ездили по улицам деревни, признаков памятникаКобзарю не обнаружили.

   

Так, что не зря говорят: Доверяй, но проверяй.

Тут же родилась легенда: Тарас Шевченко проезжал через эту деревню, и она ему понравилась, особенно дом дореволюционной постройки.

Мы не знаем, когда была основана эта деревня, по крайней мере, на карте Шуберта 1865 года на этом месте ничего нет, но позднее появляются хутора, в том числе и Новые Кошары. Любителям легенд напомним, что Кобзарь скончался в 1861-м году, следовательно, в очаковских степях после 1865-го года быть не мог.

Биографы поэта не упоминают об этом факте в своих трудах.

ВЕСТНИЦА НЕСЧАСТИЙ

   

Деревенское кладбище расположено в нелогичном месте, – на склонах холма за окраиной. Среди немногих заброшенных могил стоит памятник погибшим воинам от благодарных потомков.

Увы, в 2001-м году в деревне проживало 43 человека, а в этом году мы насчитали не более пяти человек. Деревня вымирает, почти все дома в ней разрушены, некогда людные подворья заросли травой и деревьями. Грустно.

Название свое Касандровка получила от имени жены одесского бургомистра, грека по национальности, Афанасия Васильевича Кесоглу – Кассандры Ивановны. Сам Афанасий Кесоглу – личность довольно примечательная, его хорошо знали даже при дворе российской императрицы, но о нем как-нибудь в другой раз. Скажем только, что после своей смерти в январе 1799-го года он оставил своей жене множество проблем, с которыми она блестяще справилась. Кассандре Ивановне пришлось доказывать, что она является единственной законной наследницей своего супруга. Ведь у нее, как и большинства переселенцев, не было никаких свидетельств, подтверждающих ее брак с Афанасием Кесоглу и рождение детей от него. Она справилась с этим.

Затем последовала тяжба о злоупотреблениях ее супруга, задолжавшего в казну 19 300 рублей. Было арестовано ее имение в Тираспольском уезде (также, кстати, Касандровка). Кассандре Кесоглу грозило разорение и нищета. Но ничего такого не случилась. Она, как теперь говорят, «разрулила» ситуацию, и не только не обанкротилась, но приумножила свое состояние. В 1807-м году Кассандра Ивановна купила еще два дома в Одессе. Один из них – по Греческой улице, она подарила своей дочери Марине Афанасьевне, по мужу Домбровской.

Также Игорь Гаврилов (ст. науч. сотрудник НОКМ) сообщил, что в межевых книгах за 1838-й год сказано, что земля у Березанского лимана и сельцо Касандровка действительно принадлежали Кассандре Ивановне Кесоглу.

ЧАЙКИ И ВЕТЕР

Мы не планировали специально посещать Березанский лиман, но раз уж приехали…

   

 

Волны, ветер, стая мартынов на песчаном берегу.

Сюда приезжают отдыхать жители близлежащих сел. Не успели мы выйти из машины, как начался дождь.

Только отъехали несколько сот метров – вышло солнце. Не наш день.

Автор статьи: Николай Пономаренко

Источник: «Николаевский базар»