Концерт памяти Прохоровой Г.Т.
Всякое творчество есть по сути своей молитва.
Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.
Иосиф Бродский
16 июня с самого утра лил дождь. Но не испугались его настоящие ценители классический музыки. Концерт из серии «Антология фортепианного концерта» в память о педагоге Очаковской музыкальной школы Прохоровой Г. Т. состоялся.
Открыла его преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер, композитор и исполнитель авторской песни Богатикова М.М.
Она буквально за считанные дни выучила специально для концерта «Меланхолический романс» современного немецкого композитора Манфреда Шмитца, используя его же методику по быстрому овладению новыми произведениями «70 способов решения специальных трудностей при игре на фортепиано». Главный секрет – это игра от души, понимание внутреннего содержания произведения буквально с первых шагов, а не механическое заучивание текста. А еще - умение отдавать, дарить людям радость, вкладывая в исполнение все самое хорошее и доброе, что у тебя есть.
Именно таким человеком и была Прохорова Г.Т., для которой хорошо учится и играется любая пьеса.
Все свои силы отдала Гертруда Тимофеевна детям, музыке, школе. Через всю жизнь пронесла она безмерную любовь к своей работе, творчеству, искусству. Все жизненные испытания переносила стойко, верила, что не пошлет Господь сверх ее сил, а укрепит, направит, поможет. Потребность отдавать, делиться последним всегда была ей присуща. Поддержать, посоветовать, не оставить в беде – главный критерий ее жизни. За все благодарить Бога, радоваться каждому мгновению жизни и дарить эту радость другим – ее жизненное кредо. Она считала, что музыка приводит человека к Богу, но никогда не навязывала своего мнения.
Дальше слово взяла Робулец С.А., которая вела концерт, рассказывая о композиторах и исполняемой музыке, подготавливая слушателя к восприятию серьезной высокой классики, исполняемой фортепианным дуэтом «Ренессанс».
Роджер Фрай сказал: «Бах почти заставляет меня поверить в Бога». И действительно, когда звучало «Адажио» Филиппа Эммануила Баха (сына великого Иоганна Себастьяна, создателя фортепианной сонаты) все ощутили магическую силу этой неземной музыки, которая отрывает человека от земли и уносит далеко в небо, где душа, отделившись от тела, воспаряет ввысь навстречу к Богу.
Без Бога нация – толпа, объединенная пороком,
Или слепа, или глупа, иль что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой, глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой, пока не обратится к Богу!
(Иеромонах Роман)
Далее последовал рассказ о жизни и творчестве немецкого композитора-классика Людвига ван Бетховена.
Свой Первый концерт для фортепиано с оркестром Бетховен написал в 26 лет, когда уже почувствовал первые признаки глухоты. Но концерт полон юношеского задора и оптимизма. Здесь еще чувствуется непритязательность, чистота души и помыслов. Однако уже присутствуют резкие контрасты, перепады в настроении и главное – зарождается тема судьбы, которая станет роком в 5 симфонии. Здесь вы услышите и маршеобразные повелительные интонации, которые сменяются мечтательной, с оттенком светлой грусти, темой, и детскую игру в «догонялки» - бег наперегонки, и погружение в фантастический, сказочный и совершенно нереальный мир в разработке, и свободную импровизацию в коде, где как бы проводится эксперимент над всеми темами. Не пугайтесь резких контрастов, которыми Бетховен хотел разбудить спящих земных и прагматичных немецких бюргеров!
Отдать ради единства все и стать самим единством,
Рождая новые небесные миры…
Когда весь мир в твое вместился сердце, в нем исчезают будни и пиры…
Так только творчество живет самосожженьем, внимая голосу глубиннейшего «Я».
Теперь рояль – сама душа Вселенной, любовь – сокровищница бытия…
(Марина Матвеева)
Всем, безвременно ушедшим от нас в этот тяжелый год, был посвящен концерт №23 В.Моцарта (2 часть), в котором вся боль утраты передается с такой силой, что нет уже слез, а только смирение – такова воля Божья. Музыка помогает нам пережить горе и идти дальше по предначертанной дороге…
Поэты не живут, они сгорают, они не доживают до седин
И первыми под выстрел попадают, поскольку не сгибают своих спин.
Поэты наши души очищают, дают понять, что значит Человек,
Они нам нашу совесть возвращают, что растеряли мы за целый век.
Поэты никогда не умирают, им тлен не страшен, их удел иной,-
Для них на небе звезды зажигают, когда им преграждают путь земной…
(Вячеслав Марковиченко)
Свой единственный фортепианный концерт Э.Григ написал в 25 лет – это продолжение романтических традиций Ф.Шопена и Р.Шумана. Ему присущи яркий национальный норвежский колорит с картинами северной природы и горных пейзажей. Композитор использует излюбленные народные танцы – халлинг, спригданс, разнообразные крестьянские песни. Властное театральное вступление сразу захватывает дух. Маршеобразная энергичная, не требующая возражений, главная тема звучит как призыв к борьбе, а затем совершенно перевоплощается в разработке и репризе. Как контраст, льется светлая лирическая, мечтательная и возвышенная побочная партия. Разработка, как и у Бетховена – это полная оторванность от реальности, перевоплощение основной темы. У Грига присутствуют сказочные персонажи – эльфы, гномы, тролли, сказалась тесная дружба со сказочником Г.Х.Андерсеном. Вы услышите, как падают горные снежные лавины, все сметающие на своем пути и как ничтожен человек перед лицом стихии.
В коде явно слышен монолог – обращение Бога к человеку с призывом беречь природные богатства и не разрушать связь Бога с человеком, а значит и самой природой. Но человек мечется в бушующем мировом океане и только утверждение всепобеждающего разума и любви к окружающему миру может спасти его от полного разрушения. Гений композитора прозревал будущее, ведь сегодня перед человечеством стоят те же проблемы, которые невозможно решить без Бога. В этом монологе вы даже почувствуете божественную и человеческую природу Спасителя – интонации то требовательные, то умоляющие: «Человек, остановись, изменись, покайся!»
И поскольку никто так мастерски не передавал морскую стихию, как наш земляк Руфин Судковский, завершаем наш концерт стихами «Руфин Судковский» Юрия Робульца:
Я пойду по твоим следам на Восток, мы увидим рассвет
И волна припадет к ногам, кораблю посмотришь вослед,
Нанесешь на холсте мазки мимолетности, времени, ветра…
Там вдали плывут рыбаки, ты взмахнешь им рукою приветно…
Тридцать пять – это твой предел, коротка дорога к бессмертью.
Видит Бог, как ты много успел, как мгновенно сгорел в круговерти.
Робулец С.А.